Общие сведения и применение:
Лодочный электромотор – прибор, преобразующий электрическую энергию аккумуляторной батареи (АКБ) в механическую для движения лодки по воде.
Принцип действия заключается в передаче энергии, подаваемой с АКБ, во вращение гребного винта путём взаимодействия проводника в магнитном поле. На обмотку статор подаётся электроток и создаётся магнитное поле, приводящее ротор, соединённый с винтом, в движение. Лопасти начинают вращаться, и плавательное средство движется.
Обычно в электромоторе поддерживается несколько режимов работы в зависимости от сложности, стоимости и производителя. Как правило, выпускаются с четырьмя-пятью передними передачами и двумя-тремя реверсивными.
Наиболее оправданным считается применение таких двигателей в следующих ситуациях и местах:
- Троллинг хищников и рыбалка на спиннинг – небольшая скорость с отличной манёвренностью обеспечивают облов тех участков, куда с агрегатом на бензине лучше не соваться.
- Бесшумность подхода к укромным местам – возможная добыча не пугается и остаются в местах лова.
- В маленьких водоёмах, где не нужно перемещаться на большие расстояния.
- Подруливание и манёвренность на мелководье.
- Перемещения на заросшим участкам водоёма
- В других ситуациях, когда скорость перемещения не имеет большого значения.
Устройство обычного электромотора достаточно простое. Основными элементами являются:
- Электродвигатель с закреплённым винтом, вращение которого обеспечивает движение.
- Аккумуляторная батарея для подачи электропитания.
- Система управления предотвращает рывки во время запуска и плавность переключения передач.
- Штанга (дейдвуд) для крепления двигателя и соединение всех частей в единый комплекс. Выполнена из прочного материала для недопущения поломки при столкновении с подводными препятствиями. Регулируемая - система обеспечивает перемещение двигателя вниз или вверх на мелководье.
- Румпель – для управления движением.
- Струбцина – устройство для крепления мотора.
- Панель управления – для включения требуемых оборотов, а также изменения направления движения.
Характеристики:
- Тяга рассчитывается в английских фунтах (lbs). Значение определяется в таблице по весу снаряжённой лодки. Для передвижения 0,5 тонны требуется тяговое усилие до 33 lbs, а 1 тонны – до 45 lbs.
- Максимальный ток потребления при максимуме нагрузки. Влияет на ёмкость АКБ и время работы при максимальных нагрузках до разрядки.
- Рабочее напряжение как в автомобиле – 12 или 24 вольт.
- Регулировка скоростей – переключение передач (две-пять скорости вперед, две-три – назад) или плавное изменение.
- Вес мотора в зависимости от конструкции и величины тяги в пределах 3-15 килограммов.
- Высота дейдвуда под любые условия использования на большом катере или маленькой лодочке.
Достоинства и недостатки
Основными преимуществами электромоторов являются:
- небольшие габариты и вес;
- малая шумность;
- плавность тяги;
- манёвренность;
- прохождение мелководья;
- удержание постоянной скорости;
- простое устройство;
- ремонтопригодность;
- автономность работы;
- экологичность;
- лёгкий запуск;
- удобное управление без необходимости специальных знаний и навыков;
- без необходимости консервации на зиму;
- надёжность и практичность;
- относительно доступная стоимость и экономия на топливе.
Недостатки:
- необходимость приобретения тяговой аккумуляторной батареи;
- большой вес АКБ;
- небольшая скорость передвижения;
- ограниченный срок непрерывной работы аккумуляторной батареи и невозможность зарядки в полевых условиях;
- зависимость от погодных условий.
Виды
По месту установки:
- Подвесные – закрепляются на транце специальными резьбовыми зажимами. Легко устанавливаются рядом с главным двигателем и перемещаются при необходимости. Обычно применяются синхронные двигатели с постоянными магнитами или асинхронные переменного тока. Они бесщёточного типа без изнашиваемых частей и необходимости обслуживания.
- Носовые – размещаются на баке лодки на монтажной платформе.
- Навесные – устанавливаются на кавитационной плите главного подвесного мотора с возможностью дистанционного управления скоростью и направления вращения винта.
По типу управления:
- Румпельные – с применением рычага на моторе, который не только переключает передачи и регулирует обороты, но и поворачивает мотор, изменяя направление движения.
- Ножные – с помощью педали, выступающей в роли «газа» (дросселя). Требуется отдельное рулевое управление, так как мотор крепится неподвижно и в разные стороны не поворачивается.
- С пульта – на больших дорогих плавательных средствах.
По стоимости:
- Бюджетные модели по цене меньше 10 тысяч рублей – без системы плавного переключения передач, с малыми оборотами и небольшой мощностью. Тяговое усилие не больше 0,5 л.с. и напряжение 12V.
- Средний ценовой сегмент менее 50 тысяч рублей – мощность меньше 0,8 л.с., телескопический румпель или система ножного управления, а также с плавным переключением.
- Премиум-класса по цене больше 50 тысяч рублей – модели лучших производителей из качественных материалов с высокой тягой, надёжностью и большим набором дополнительных опций – автопилот, дистанционное управление, встроенные сонары и пр.
Критерии выбора
Специалисты советуют, на что обратить внимание, чтобы не совершить ошибки при выборе. Ведь тяжёлую лодку с маломощным электромотором даже при небольшом ветре или течении может вынести на скалы, камни или фарватер крупнотоннажных судов.
1. Мощность под стоящие задачи и габариты плавательного средства:
- при длине до 3 м и водоизмещении до 500 кг подходят моторы до 0,5 л.с.;
- при длине до 4 м и водоизмещении до 850 кг – моторы до 0,7 лошадиных сил;
- при длине больше 4 м и водоизмещением свыше одной тонны – моторы от 0,81 л.с.
2. Длина ноги в зависимости от высоты транца до 76 см или при совместном использовании с бензиновым двигателем до 105 см.
3. АКБ для непрерывной работы:
- при ёмкости 75А*ч питание мотора до одного дня с перемещением на второй передаче до 20 км, на пятой – до 15 км;
- при ёмкости от 100 А*ч – до двух дней и перемещение до 25 км на первой передаче.
4. Наличие дополнительных опций:
- подсветка;
- струбцина;
- дистанционное управление;
- телескопический румпель;
- блокировка случайного запуска;
- индикатор разряда АКБ;
- плавное переключение скоростей;
- изменение угла наклона;
- встроенный аккумулятор.
Лодочный электромотор – прибор, преобразующий электрическую энергию аккумуляторной батареи (АКБ) в механическую для движения лодки по воде.
Принцип действия заключается в передаче энергии, подаваемой с АКБ, во вращение гребного винта путём взаимодействия проводника в магнитном поле. На обмотку статор подаётся электроток и создаётся магнитное поле, приводящее ротор, соединённый с винтом, в движение. Лопасти начинают вращаться, и плавательное средство движется.
Обычно в электромоторе поддерживается несколько режимов работы в зависимости от сложности, стоимости и производителя. Как правило, выпускаются с четырьмя-пятью передними передачами и двумя-тремя реверсивными.
Наиболее оправданным считается применение таких двигателей в следующих ситуациях и местах:
- Троллинг хищников и рыбалка на спиннинг – небольшая скорость с отличной манёвренностью обеспечивают облов тех участков, куда с агрегатом на бензине лучше не соваться.
- Бесшумность подхода к укромным местам – возможная добыча не пугается и остаются в местах лова.
- В маленьких водоёмах, где не нужно перемещаться на большие расстояния.
- Подруливание и манёвренность на мелководье.
- Перемещения на заросшим участкам водоёма
- В других ситуациях, когда скорость перемещения не имеет большого значения.
Устройство обычного электромотора достаточно простое. Основными элементами являются:
- Электродвигатель с закреплённым винтом, вращение которого обеспечивает движение.
- Аккумуляторная батарея для подачи электропитания.
- Система управления предотвращает рывки во время запуска и плавность переключения передач.
- Штанга (дейдвуд) для крепления двигателя и соединение всех частей в единый комплекс. Выполнена из прочного материала для недопущения поломки при столкновении с подводными препятствиями. Регулируемая - система обеспечивает перемещение двигателя вниз или вверх на мелководье.
- Румпель – для управления движением.
- Струбцина – устройство для крепления мотора.
- Панель управления – для включения требуемых оборотов, а также изменения направления движения.
Характеристики:
- Тяга рассчитывается в английских фунтах (lbs). Значение определяется в таблице по весу снаряжённой лодки. Для передвижения 0,5 тонны требуется тяговое усилие до 33 lbs, а 1 тонны – до 45 lbs.
- Максимальный ток потребления при максимуме нагрузки. Влияет на ёмкость АКБ и время работы при максимальных нагрузках до разрядки.
- Рабочее напряжение как в автомобиле – 12 или 24 вольт.
- Регулировка скоростей – переключение передач (две-пять скорости вперед, две-три – назад) или плавное изменение.
- Вес мотора в зависимости от конструкции и величины тяги в пределах 3-15 килограммов.
- Высота дейдвуда под любые условия использования на большом катере или маленькой лодочке.
Достоинства и недостатки
Основными преимуществами электромоторов являются:
- небольшие габариты и вес;
- малая шумность;
- плавность тяги;
- манёвренность;
- прохождение мелководья;
- удержание постоянной скорости;
- простое устройство;
- ремонтопригодность;
- автономность работы;
- экологичность;
- лёгкий запуск;
- удобное управление без необходимости специальных знаний и навыков;
- без необходимости консервации на зиму;
- надёжность и практичность;
- относительно доступная стоимость и экономия на топливе.
Недостатки:
- необходимость приобретения тяговой аккумуляторной батареи;
- большой вес АКБ;
- небольшая скорость передвижения;
- ограниченный срок непрерывной работы аккумуляторной батареи и невозможность зарядки в полевых условиях;
- зависимость от погодных условий.
Виды
По месту установки:
- Подвесные – закрепляются на транце специальными резьбовыми зажимами. Легко устанавливаются рядом с главным двигателем и перемещаются при необходимости. Обычно применяются синхронные двигатели с постоянными магнитами или асинхронные переменного тока. Они бесщёточного типа без изнашиваемых частей и необходимости обслуживания.
- Носовые – размещаются на баке лодки на монтажной платформе.
- Навесные – устанавливаются на кавитационной плите главного подвесного мотора с возможностью дистанционного управления скоростью и направления вращения винта.
По типу управления:
- Румпельные – с применением рычага на моторе, который не только переключает передачи и регулирует обороты, но и поворачивает мотор, изменяя направление движения.
- Ножные – с помощью педали, выступающей в роли «газа» (дросселя). Требуется отдельное рулевое управление, так как мотор крепится неподвижно и в разные стороны не поворачивается.
- С пульта – на больших дорогих плавательных средствах.
По стоимости:
- Бюджетные модели по цене меньше 10 тысяч рублей – без системы плавного переключения передач, с малыми оборотами и небольшой мощностью. Тяговое усилие не больше 0,5 л.с. и напряжение 12V.
- Средний ценовой сегмент менее 50 тысяч рублей – мощность меньше 0,8 л.с., телескопический румпель или система ножного управления, а также с плавным переключением.
- Премиум-класса по цене больше 50 тысяч рублей – модели лучших производителей из качественных материалов с высокой тягой, надёжностью и большим набором дополнительных опций – автопилот, дистанционное управление, встроенные сонары и пр.
Критерии выбора
Специалисты советуют, на что обратить внимание, чтобы не совершить ошибки при выборе. Ведь тяжёлую лодку с маломощным электромотором даже при небольшом ветре или течении может вынести на скалы, камни или фарватер крупнотоннажных судов.
1. Мощность под стоящие задачи и габариты плавательного средства:
- при длине до 3 м и водоизмещении до 500 кг подходят моторы до 0,5 л.с.;
- при длине до 4 м и водоизмещении до 850 кг – моторы до 0,7 лошадиных сил;
- при длине больше 4 м и водоизмещением свыше одной тонны – моторы от 0,81 л.с.
2. Длина ноги в зависимости от высоты транца до 76 см или при совместном использовании с бензиновым двигателем до 105 см.
3. АКБ для непрерывной работы:
- при ёмкости 75А*ч питание мотора до одного дня с перемещением на второй передаче до 20 км, на пятой – до 15 км;
- при ёмкости от 100 А*ч – до двух дней и перемещение до 25 км на первой передаче.
4. Наличие дополнительных опций:
- подсветка;
- струбцина;
- дистанционное управление;
- телескопический румпель;
- блокировка случайного запуска;
- индикатор разряда АКБ;
- плавное переключение скоростей;
- изменение угла наклона;
- встроенный аккумулятор.